Важные уроки для всей уммы

Durus Al Muhimma

Скачать файлы из папки Яндекс.диска

Скачать вопросы экзамена

Во имя Аллаха, Милостивого, Являющего милость!

Хвала Аллаху Господу миров, и благой исход за богобоязненными, мир и благословение Аллаха, рабу и посланнику Его, нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

А затем: Это краткое послание в разъяснении, того что должен знать каждый о религии ислам. И я назвал его «Важные уроки для всей общины». Прошу Аллаха, чтобы Он сделал его полезным для мусульман и чтобы принял его от меня, поистине, Он — Щедрый и Великодушный.

‘Абдуль‘азиз ибн ‘Абдиллях ибн Баз

Перед прохождением экзамена, рекомендуется прослушать урок «Консультация. Подготовка к экзамену». На этом уроке вкратце были рассмотрены все вопросы экзамена.

 

 

Лекция № 01:

Урок №1. Сура «аль-Фатиха» и короткие суры

Обучение, правильное чтение и заучивание суры «аль-Фатиха» и коротких сур, от суры «Аз-Зальзаля» до суры «Ан-Нас» по мере возможности с комментариями того, что необходимо понять из них.

 

 

Лекция № 02:

Урок №2. Столпы Ислама

Разъяснение пяти столпов ислама, первый и великий из которых — слова свидетельства: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха».

Разъяснение условий действительности свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.

Разъяснение того, что смысл «Нет божества, достойного поклонения», состоит в отрицании того, что кто-либо, кроме Аллаха, достоин поклонения, а смысл «кроме Аллаха» в подтверждении того, что достоин его один лишь Аллах, у Которого нет сотоварища.

Что же касается условий действительности свидетельства о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, то они перечислены ниже:

  1. знание, несовместимое с невежеством;
  2. убежденность, несовместимая с сомнениями;
  3. искренность, несовместимая с многобожием;
  4. правдивость, несовместимая с лживостью;
  5. любовь, несовместимая с ненавистью;
  6. подчинение, несовместимое с отказом;
  7. согласие, несовместимое с уклонением;
  8. неверие во все ложные божества, которым поклоняются помимо Аллаха.

 

 

Лекция № 03:

Затем необходимо разъяснить свидетельство «Мухаммад — посланник Аллаха».

Оно подразумевает:

  • веру во все, о чем сообщил Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует,
  • подчинение его повелениям,
  • отдаление от всего, что он запретил и от чего удерживал,
  • и поклонение Аллаху только так, как он установил.

Затем ученику разъясняются остальные из пяти столпов ислама:

  • Намаз;
  • Закята;
  • Пост в месяц рамадан;
  • Хадж к Запретному Дому Аллаху для того, кто в состоянии его совершить.

Урок №3. Столпы Имана

Столпов веры шесть:

  1. Вера в Аллаха;
  2. Вера в Его ангелов;
  3. Вера в Его писания;
  4. Вера в Его посланников;
  5. Вера в Последний день;
  6. Вера в предопределение с его добром и злом.

 

 

Лекция № 04:

Урок №4. Три составляющие единобожия и виды многобожия

Единобожие представлено тремя частями:

  1. Единобожие в господстве (таухид ар-рубубиййа);
  2. Единобожие в обожествлении и достопоклоняемости (таухид аль-улюхиййа);
  3. Единобожие в именах и атрибутах (таухид аль-асма уа ас-сыфат).
  1. Что же касается единобожия в господстве (таухид ар-рубубиййа), то оно под собой подразумевает веру в то, что Всевышний Аллах является Творцом и Управителем всего сущего, и нет у Него в этом соучастника.
  2. Что касается единобожия в обожествлении и достопоклоняемости (таухид аль-улюхиййа), то оно представляет собой веру в то, что только Всевышний Аллах достоин поклонения и нет у Него в этом соучастника. Именно это и составляет смысл слов /ля иляха илля-Ллах/, то есть эти слова означают: нет никого, достойного обожествления и поклонения, кроме Аллаха. Потому, любое поклонение, будь то намаз, пост и все прочее, должно быть искренне посвящено только одному Аллаху, и никакой вид поклонения нельзя посвящать кому-либо, помимо Него.
  3. Что касается единобожия в именах и атрибутах (таухид аль-асма уас-сыфат), то это вера во все имена и атрибуты Аллаха, которые упомянуты в Благородном Коране и достоверных хадисах, и подтверждение обладания Аллахом этими именами и атрибутами единолично и так, как это подобает Ему, не искажая их, не отрицая их значения, не придавая им определенный образ (то есть, не задаваясь по отношению к Его атрибутам вопросом «как?») и не уподобляя атрибуты Всевышнего атрибутам творения. И это будет исполнением слов Всевышнего: «Скажи: “Он Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему”» (112: 1-4), и Его слов (Могуч Он и Велик): «Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (42:11).

Некоторые же ученые разделили единобожие лишь на две части, включив единобожие в божественных именах и атрибутах (таухид аль-асма уас-сыфат) в единобожие в господстве (таухид ар-рубубиййа). И подобное деление не стоит оспаривать, поскольку необходимый смысл при обоих вариантах ясно отображен.

 

 

Лекция № 05:

Многобожие делится на три вида:

  1. Большое многобожие;
  2. Малое многобожие;
  3. Скрытое многобожие.

1. Большое многобожие делает деяния тщетными и вводит того, кто умер в нем, в адский огонь навечно. Всевышний Аллах сказал: «Но если бы они приобщили Аллаху сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» (6:88). И сказал: «Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. У таковых тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне» (9:17).

Тот, кто умрет в таком многобожии, тому не будет прощено, и Рай для того будет запретным. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все, что меньше этого, кому пожелает» (4:48).

К проявлениям данного вида многобожия относятся такие поступки, как взывание к мертвым и к идолам, обращение к ним с просьбой о спасении, приношение им обетов и жертвоприношений и прочее.

2. Что касается малого многобожия, то им являются те деяния, которые названы в Коране или Сунне многобожием, но которые не относятся к большому многобожию. Примерами являются совершение некоторых деяний напоказ, клятва не Аллахом, слова «это то, что пожелал Аллах и ты» и т.п.

На этот вид многобожия указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Самое страшное из того, чего я боюсь для вас, — это малое многобожие». Когда его спросили, что это такое, он ответил: «Совершение деяний напоказ (ар-рийа. Этот хадис с неплохой цепочкой передатчиков передали имам Ахмад, ат-Табарани и аль-Байхаки от Махмуда ибн Лябида аль Ансари, да будет доволен им Аллах. Ат-Табарани передал его также через другие хорошие пути передачи от Махмуда ибн Лябида, сославшегося на Рафи‘а ибн Хадиджа.

Другим доводом являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто поклялся чем-то помимо Аллаха, тот совершил многобожие». Хадис передал имам Ахмад от Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, с достоверной цепочкой передатчиков. В другом хадисе, переданном Абу Даудом и ат-Тирмизи с достоверной цепочкой передатчиков от Ибн Умара, да будет Аллах доволен им и его отцом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поклялся не Аллахом, тот проявил неверие или многобожие».

Еще один довод — слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не говорите: “Это то, что пожелал Аллах и такой-то”, а говорите: “Это то, что пожелал Аллах, а затем такой-то”». Этот хадис приводит Абу Дауд с достоверной цепочкой передатчиков от Хузайфы ибн аль-Йамана, да будет доволен им Аллах.

Совершение этого вида многобожия не выводит человека из религии, и он не будет навечно пребывать за это в Огне, однако они несовместимы с той степенью полноты единобожия, которой обязан обладать каждый верующий.

3. Что касается третьего вида многобожия, то это скрытое многобожие (аш-ширк аль-хафиий).

Указанием на существование этого вида многобожия служит хадис, в котором сообщается, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли мне о том, что я считаю для вас более опасным и страшным, чем аль-Масих ад-Даджжаль?» Люди ответили: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это — скрытое многобожие: когда человек встает на молитву и затем специально приукрашивает ее из-за того, что замечает на себе взгляд другого человека». Этот хадис приводит имам Ахмад в своем сборнике «Аль-Муснад» со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах.

Многобожие можно также разделить лишь на два вида: большое и малое. Что касается скрытого многобожия, то оно охватывает оба эти вида и может проявляться как в виде большого многобожия (наподобие многобожия лицемеров, которые, боясь за себя, скрывают свои несостоятельные убеждения и внешне проявляют приверженность к исламу), так и в виде малого многобожия (примером чего является совершение деяний напоказ, как об этом сообщается в вышеупомянутых хадисах Махмуда ибн Лябида аль-Ансари и Абу Са‘ида аль-Худри).

Урок №5. Ихсан

Ихсан — поклонение Аллаху так, будто ты видишь Его, ибо, если ты и не видишь Его, то, поистине, Он все равно видит Тебя.

 

 

Лекция № 06:

Урок №6. Условия намаза (шурут ас-салят)

Условий молитвы девять:

  1. Исповедание Ислама;
  2. Быть разумным;
  3. Достижение возраста «различения» («тамйииз»)
  4. Очищение от состояния осквернения;
  5. Удаление нечистот;
  6. Закрытие запретных частей тела;
  7. Наступление времени намаза;
  8. Обращение лицом к Кибле;
  9. Намерение.

 

 

Лекция № 07:

Урок №7. Столпы молитвы (аркан ас-салят)

Столпов молитвы четырнадцать:

  1. Стояние, при наличии возможности;
  2. «Такбиратуль-Ихрам» /Такбир, открывающий молитву/;
  3. Чтение суры «аль-Фатиха»;
  4. Поясной поклон;
  5. Выпрямление из поясного поклона;
  6. Земной поклон на семь частей тела (лоб и нос, две руки, два колена и две ступни);
  7. Выпрямление после первого земного поклона;
  8. Сидение между двумя земными поклонами;
  9. Соблюдение спокойствия во время совершения всех этих действий;
  10. Соблюдение последовательности между столпами;
  11. Последний ташаххуд;
  12. Сидение на последнем ташаххуде;
  13. «ас-Саляту ‘аля ан-набий» /Мольба за пророка (да благословит его Аллах и приветствует)/;
  14. Произнесение обоих приветствий.

Урок №8. Обязательные предписания в намазе (уаджибатус-салят)

Обязательные предписания в намазе восемь:

  1. Все такбиры (т.е. произнесение слов «Аллаху Акбар»), за исключением первого, открывающего молитву, такбира;
  2. Произнесение слов «Сами‘а-Ллаху лиман хамидах» /Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его/;
  3. Произнесение слов «Раббана уа лякаль-хамд» /Господь наш, и хвала Тебе/;
  4. Произнесение слов «Субхана раббиййаль-‘Азыйм» / Пречист и Преславен мой Великий Господь/;
  5. Произнесение слов «Субхана раббиййаль-А‘ля» /Пречист и Преславен мой Высочайший Господь/;
  6. Произнесение между двумя земными поклонами слов «Рабби-гфирли» /Господь мой, прости меня/;
  7. Первый ташаххуд;
  8. Сидение во время первого ташаххуда.

 

 

Лекция № 08:

Урок №9. Форма совершения ташаххуда

Форма совершения ташаххуда следующая:

Сначала читается мольба:

التَّحيَّاتُ للهِ والصلواتُ والطَّيِّباتُ، السلامُ عليك أيُّها النبيُّ ورَحمَةُ اللهِ وبرَكاتُهُ، السلامُ علينا وعلى عِبادِ اللهِ الصَّالحينَ، أشهَدُ أنْ لا إلَهَ إلَّا اللهُ، وأشهَدُ أنَّ مُحمدًا عبدُهُ ورسولُه

«Все приветствия, и мольбы, и благие слова — Аллаху! Мир тебе, о, Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад раб Его и Посланник Его»

Затем произносится мольба за пророка (мир ему и благословение Аллаха) о даровании ему благословения (ас-салят) и благодати (аль-барака):

اللهم! صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ، وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ؛ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ، إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد، اللهم! بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ، وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ؛ كما بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ، إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيد

«О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достохвальный, Достославный! О Аллах, ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достохвальный, Достославный!»

 

 

Лекция № 09:

Затем, в последнем ташаххуде, следует обратиться к Аллаху за защитой от мучения Ада, мучений могилы, искушений жизни и смерти и от искушения аль-Масих ад-Дадджаля.

После этого, молящемуся рекомендуется выбрать и произнести нечто из слов мольбы по своему усмотрению, особенно, те просьбы к Аллаху, которые переданы от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например:

«О, Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе»

«О, Аллах, поистине, я причинил много несправедливостей своей душе, и никто не прощает грехов, кроме Тебя. Так прости же меня прощением от Тебя и помилуй, воистину, Ты — Прощающий, Милующий!»

Что же касается первого ташаххуда в полуденной (аз-зухр), предвечерней (аль-’аср), вечерней (аль-магриб) и ночной (аль-‘иша) молитвах, то после произнесения двух свидетельств, молящийся встает на третий рака‘ат. Но, если он перед тем, как встать на третий рака‘ат, обратится к Аллаху с мольбой за пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это лучше, так как хадисы по этому поводу являются всеобъемлющими.

 

 

Лекция № 10:

Урок №10. Желательные действия в намазе (сунан ас-салят)

Желательные составляющие молитвы:

  • Слова обращения к Аллаху с мольбой в начале намаза (ду‘а аль-истифтах);
  • Возложение правой кисти на левую и возложение их на грудь во время стояния до совершения поясного поклона и после выпрямления из поясного поклона;
  • Поднятие рук до уровня плеч или до уровня ушей, соединив пальцы ладони друг с другом и выпрямив их. Поступать так следует при первом, открывающим намаз, такбире, перед совершением поясного поклона, после выпрямления из него и при вставании после первого ташаххуда на третий рака‘ат;
  • Произнесение слов «Субхана Раббияль-‘Азыйм» в поясном поклоне и «Субхана Раббияль-А‘ля» в земном поклоне более одного раза;
  • Дополнение к словам «Раббана уа лякаль-хамд» других слов поминания во время стояния после поясного поклона;
  • Произнесение между двумя земными поклонами слов «Рабби-гфирли» более одного раза;
  • Расположение головы во время поясного поклона на уровне спины;
  • Отдаление в земном поклоне рук от боков (не прижимая их к телу), живота — от бедер, бедер — от голеней;
  • Приподнимание локтей от земли во время земного поклона;
  • Сидение при первом ташаххуде и между двумя земными поклонами на распростертой на земле левой стопе, подогнув ее под себя, приведя правую стопу в вертикальное положение и направив ее пальцы в сторону Киблы;
  • Сидение в положении «тауаррук» в последнем ташаххуде тех намазов, которые состоят из трех или четырех рака’атов. При этом положении молящийся садится на левую ягодицу, просунув при этом левую ногу под правую и установив правую стопу вертикально;
  • Указательное положение второго (указательного) пальца правой руки в первом и во втором ташаххудах, начиная с момента, когда молящийся сел для ташаххуда, и до его окончания, и движение этим пальцем во время мольбы;
  • Обращение к Аллаху с просьбой о благословении и благодати для Мухаммада и его семьи, а также для Ибрахима и его семьи, в первом ташаххуде;
  • Обращение к Аллаху с мольбой в последнем ташаххуде перед произнесением слов приветствия;
  • Чтение Курана вслух при совершении утреннего, пятничного, праздничных намазов, а также намаза о ниспослании дождя. Чтение вслух первых двух рака‘атов вечернего и ночного намазов;
  • Чтение Курана про себя при совершении полуденного и предвечернего намазов, а также третьего рака‘ата вечернего намаза и двух последних рака’атов ночного намаза;
  • Чтение чего-либо из Курана помимо суры «Аль-Фатиха».

Также рекомендуется заботиться о выполнении других желательных действий, помимо тех, которые мы уже упомянули, например, произнесении во время стояния после поясного поклона в дополнение к словам «Раббана уа лякаль-хамд», других слов поминания. Это является сунной в отношении каждого молящегося, будь то имам, или тот, кто совершает намаз под руководством имама (ма-мум), или тот, кто совершает намаз индивидуально (мунфарид). Другим примером является возложение ладоней во время поясного поклона на колени раздвинув пальцы.

 

 

Лекция № 11:

Урок №11. Действия, нарушающие намаз (мубтылят ас-салят)

Действий, нарушающих намаз, восемь:

  1. Преднамеренное произнесение посторонних слов, зная и помня о запрещенности этого. Слова, произнесенные по забывчивости или незнанию, не нарушают намаз;
  2. Смех;
  3. Принятие пищи;
  4. Питье;
  5. Оголение запретных частей тела (Примечание переводчика: речь не идет о случайности);
  6. Значительное отклонение от Киблы;
  7. Множество продолжительных ненужных движений;
  8. Нарушение омовения.

 

 

Лекция № 12:

Урок №12. Условия омовения (шурут аль-вуду)

Условий омовения десять:

  1. Исповедание ислама;
  2. Быть разумным;
  3. Достижение возраста «различения» («тамийиз»);
  4. Наличие соответствующего намерения;
  5. Сохранение намерения в течение совершения омовения. Т.е. совершающий омовение не должен намереваться прервать омовение до его полного завершения;
  6. Прекращение всего того, что делает необходимым совершение омовения заново;
  7. Подмывание или подтирание до совершения омовения;
  8. Вода, используемая для омовения должна быть чистой и дозволенной;
  9. Удаление всего, что препятствует попаданию воды на кожу;
  10. Наступление времени молитвы для тех, кто находится в состоянии постоянного осквернения.

 

 

Лекция № 13:

Урок №13. Обязательные составляющие омовения (фуруд аль-вуду)

Обязательных составляющих омовения шесть:

  1. Мытье лица, куда входят полоскание рта и промывание носа;
  2. Мытье рук до локтей;
  3. Полное обтирание головы вместе с ушами;
  4. Мытье ног с щиколотками;
  5. Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения;
  6. Непрерывность.

Является желательным троекратное мытье лица, рук, ног, а также троекратное полоскание рта и промывание носа, за исключением обтирания головы, она обтирается только один раз, как на то указывают достоверные хадисы.

Минимальным же и обязательным является их однократное мытье.

 

 

Лекция № 14:

Урок №14. Действия, нарушающие омовение (науакыд аль-вуду)

Действий, нарушающих омовение, шесть:

  1. Выделения из половых органов и анального отверстия;
  2. Выделение скверны и грязи из тела;
  3. Потеря рассудка;
  4. Непосредственное прикосновение к половому органу ладонью или её тыльной стороной;
  5. Употребление в пищу верблюжьего мяса;
  6. Отступничество от ислама. Да убережет нас Аллах от этого и всех мусульман.

Важное примечание: Согласно более правильному мнению, купание мертвого не нарушает омовение, и это мнение большинства ученых. Если только рука купающего непосредственно не коснулась полового органа усопшего, в этом случае его омовение нарушается. Но он не должен прикасаться к половому органу мертвого, кроме как через какую-либо преграду.

Мнение большинства ученых справедливо, поскольку нет доказательств, указывающих на обратное.

Также, согласно наиболее достоверному мнению, любое прикосновение к женщине, с вожделением или без, не делает омовение недействительным, если при этом у мужчины не было каких-либо выделений. Доказательством же тому служит поступок пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который поцеловал одну из своих жен, затем совершил молитву, без предварительного омовения.

А что касается слов Аллаха, пречист Он: «или если вы имели близость с женщинами» [4:43], то согласно наиболее достоверному мнению под ними подразумевается половая близость. Это же мнение высказывал Ибн ’Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, и группа из праведных предшественников и ученых прошлого.

 

 

Лекция № 15: Практический урок

Описание молитвы (до руку‘ — поясного поклона)

 

 

Лекция № 16:

Описание молитвы (от суджуда — земного поклона)
Сутра (преграда перед молящимся)
Произнесение слов поминания Аллаха (зикров) после намаза

 

 

Лекция № 17:

Описание омовения (аль-вуду)
Описание таяммума
Описание большого омовения (гусля)

 

 

Лекция № 18:

Суджуд ас-сахву (два земных поклона из-за невнимательности)

 

 

Лекция № 19:

Ошибка в суджуде сахву
Нельзя оставлять рукн (столп) ради следования за имамом
Наставление для знающих (достойных)

 

 

Лекция № 20:

Урок №15. Нравственные качества, которые должны быть присущи каждому мусульманину

Речь идет о следующих качествах:

  • Правдивость;
  • Надежность;
  • Целомудрие;
  • Стыдливость;
  • Храбрость;
  • Щедрость (великодушие);
  • Верность данному слову (выполнение обещаний);
  • Отдаление от всего того, что запретил Аллах;
  • Доброе и хорошее отношение к соседям;
  • Оказание помощи тому, кто в ней нуждается, по мере своих сил и прочие высокие нравственные качества, к которым побуждают Коран и Сунна.

Урок №16. Исламская нравственная этика

К исламской нравственной этике относится:

  • Приветствие друг друга;
  • Радушие;
  • Есть и пить только правой рукой;
  • Произнесение слов «بِسْمِ الله» перед едой;
  • Восхваление Аллаха после еды;
  • Восхваление Аллаха чихнувшим;
  • Ответ чихнувшему, если он восхвалил Аллаха, словами «يَرْحَمُكَ الله» /Да помилует тебя Аллах/;
  • Посещение больного;
  • Сопровождение погребальных носилок для участия в намазе и погребении;
  • Соблюдение шариатских норм при входе в мечеть и выходе из нее, при входе в дом и выходе из него, а также в путешествии;
  • Соблюдение правил поведения в отношении с родителями, с родными, с соседями, с взрослыми и с детьми;
  • Поздравление с новорожденным;
  • Пожелание благословения молодоженам;
  • Выражение соболезнований;

И прочие достойные нормы исламского этикета, в том числе связанные с надеванием одежды и обуви и их снятием.

 

 

Лекция № 21:

Урок №17. Предостережение от многобожия и некоторых губительных грехов

Необходимо остерегаться и предостерегать людей от ширка и всевозможных видов ослушания Аллаха, к которым относятся семь губительных грехов (речь идет о наиболее известных семи грехах, а не о том, что в исламе только семь больших грехов. Ибн ‘Аббас говорил: “Они (большие грехи) ближе к семидесяти, чем к семи”. ‘Абдур-Раззакъ № 19702. Иснад достоверный):

  1. Многобожие («аш-ширк»);
  2. Колдовство;
  3. Убийство души, которую Аллах сделал неприкосновенной, если только не по праву;
  4. Пожирание лихвы, ростовщичество;
  5. Пожирание имущества сироты;
  6. Бегство с поле боя при встрече с врагами;
  7. Обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих об этом.

Также необходимо остерегаться таких великих грехов, как:

  • Ослушание родителей;
  • Разрыв родственных отношений;
  • Лжесвидетельство;
  • Ложные клятвы;
  • Притеснение и нанесение обид соседям;
  • Нарушение прав («зульм» – беззаконие; несправедливость) людей, касающихся их жизни, имущества и чести;
  • Употребление опьяняющих и одурманивающих напитков и средств;
  • Азартные игры;
  • Злословие («الغيبة»);
  • Сплетни («النميمة») и прочие большие грехи, которые запретил Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

Лекция № 22:

Урок №18. Подготовка покойника к захоронению, погребальная молитва и погребение

Первое: Напоминание умирающему о свидетельстве единобожия: «لا إله إلا الله».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подсказывайте вашим мертвым, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Этот хадис передал Муслим в своем сборнике достоверных хадисов. Под словами «вашим мертвым» имеются в виду умирающие, те, в ком проявляются характерные признаки приближающейся смерти.

Второе: После того, как не останется никаких сомнений в смерти, усопшему следует закрыть глаза и подвязать подбородок, поскольку об этом сообщается Сунне.

Третье: Каждого умершего мусульманина нужно искупать, кроме шахида, павшего в сражении. Его не следует купать и над ним не совершается погребальный намаз, напротив, его хоронят как есть, в его одежде, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не омыл тело погибших в битве при Ухуде и не совершил над ними погребальную молитву.

Четвертое: Описание омывания покойника.

Следует прикрыть те части тела покойного, на которые нельзя смотреть (аурат), затем немного приподнять тело рукой, мягко надавливая, провести вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника.

Затем купальщик обматывает свою руку куском материи или чем-то подобным и подмывает умершего.

Потом покойнику моют те части тела, которые омываются при омовении для намаза.

Затем ему моют голову и бороду водой с добавлением отвара из листьев дерева лотоса или других веществ, обладающих похожим свойством.

После этого омывается правая половина тела, затем левая. Таким же образом тело обмывается во второй и третий раз, при этом всякий раз следует надавливать на живот, и если при этом из кишечника выделяется что-либо, это нужно смывать. Если выделения продолжаются и после этого, то нужно прикрыть задний проход ватой или чем-то подобным, а если вата не помогает воспрепятствовать этим выделениям, то при помощи чистой глины или же современных медицинских средств, таких как лейкопластырь и т.п.

В случае, если из кишечника были выделения, для покойного необходимо заново совершить малое омовение. Если тело не станет чистым после трех омываний, то нужно омыть его пять или семь раз.

После мытья тело покойного вытирают материей и умащают благовониями плохо доступные места (подмышки, внутренние поверхности бедер), а также те части тела, которые касаются земли при совершении земного поклона. Если же будет умащено всё тело, то это лучше.

Затем окуривают саван (кафан) дымом благовоний.

Также покойному стригут усы и ногти, если они длинные, однако и оставление этого действия не является предосудительным.

Покойнику не следует расчесывать волосы, брить лобок и делать обрезание, так как на это нет никаких религиозных доводов.

Если умерла женщина, то ей следует заплести волосы в три косы и расположить их за спиной.

Пятое: Облачение покойника в саван.

Мужчину предпочтительно облачать в три белых покрывала, не используя ни рубахи, ни чалмы, поскольку именно так было облачено тело Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но также не порицается облачать покойного в рубаху, изар и покрывало.

При оборачивании в саван женщины надлежит воспользоваться пятью одеяниями: «дир’» — широкая рубаха, платье, «химар» — покрывало для головы, «изар» — покрывало для нижней части тела и два куска материи.

Мальчика, не достигшего совершеннолетия, заворачивают в одно, два или три покрывала.

Девочку, не достигшую совершеннолетия, заворачивают в рубаху и два покрывала.

Минимальным и обязательным для любого покойника является оборачивание его тела в одно покрывало, которое прикрывает все его тело.

Исключением является человек, умерший в состоянии ихрама. В достоверном хадисе, переданном от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что его омывают водой с добавлением пены лотоса, заворачивают в его же ритуальную одежду («изар» и «рида» или ту одежду, которая была на нем в момент смерти), ему не покрывают голову и лицо, его тело не умащают благовониями, ибо Аллах воскресит его в день Воскресения произносящим тальбию.

Если же во время паломничества скончается женщина, то её оборачивают обычным образом, также как и остальных женщин, но не умащают благовониями. На ее лицо не надевают никаб, а на руки не надевают перчатки. Ее лицо и руки закрываются саваном, когда ее оборачивают в него тем способом оборачивания женщин, который был описан выше.

Шестое: Первоочередное право на купание умершего мужчины, проведения над ним погребального намаза в качестве имама и на его погребение имеет тот, кому он завещал сделать это. После него это право переходит к отцу умершего, затем деду (по отцовской линии), затем к другим наиболее близким кровным родственникам по мужской линии в зависимости от близости их родства.

Что касается купания покойной женщины, первоочередное право на него принадлежит той, которой она завещала сделать это. Если же покойная не оставляла такого завещания, то это право переходит к её матери, затем к бабушке, затем к тому, кто ближе по степени родства из числа женщин.

Кроме того, супруги имеют право на омывание друг друга, поскольку Абу Бакра ас-Сиддика помыла его жена, а ’Али омыл тело своей жены Фатымы (да будет доволен ею Аллах).

 

 

Лекция № 23:

Седьмое: Описание совершения погребального намаза.

Погребальный намаз состоит из четырех такбиров (произнесений слов «Аллаху Акбар»).
После первого такбира читается сура «аль-Фатиха». Также будет хорошо, если прочитать после неё еще какую-либо короткую суру или один-два аята, так как об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном от Ибн ‘Аббаса (да будет им доволен Аллах).

Затем совершается второй такбир, после которого читается молитва о благословении за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (да благословит его Аллах и приветствует) подобная той, что читается во время ташаххуда.

Затем совершается третий такбир, после которого произносятся слова:

اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ

/О Аллах, прости нашим живым и нашим мертвым, присутствующим и отсутствующим, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам. О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!/

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ و افْسَحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ، وَ نَوِّرْ لَهُ فِيهِ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ

/О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от плохого), и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня, сделай могилу его просторной и освети её для него. О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!/

После этого совершается четвертый такбир и произносятся слова приветствия в правую сторону.

Поднятие рук при каждом произнесении такбира является желательным.

При произнесении мольбы следует учитывать, за кого произносится мольба. Если это женщина, то в мольбе нужно говорить «Аллахумма гъфир ляха», если молитва совершается над двумя, то следует говорить «Аллахумма гъфир ляхума», а если умерших более двух, то «Аллахуммагъфир ляхум». Если же молитва совершается над ребенком, не достигшим совершеннолетия, то вместо мольбы о прощении нужно произнести следующую мольбу:

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطاً و ذُخْراً لِوَالِدَيْهِ، وَ شَفِيعًاً مُجَاباً اللَّهُمَّ ثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا، وَ أَعْظِمْ بِهِ أُجُورَهُمَا وَ أَلْحِقْهُ بِصَالِحِ سَلَفِ الْمُؤْمِنِين، وَ اجْعَلْهُ فِي كَفَالَةِ إِبْرَاهِيم عَلَيْهِ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَم وَ قِهِ بِرَحْمَتِكَ عَذَابَ جَهَنَّم

/О Аллах, сделай так, чтобы он опередил в Раю своих родителей и стал для них уготованной наперед наградой и заступником, ходатайство которого будет принято, о Аллах, утяжели им весы их, и увеличь благодаря ему их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук ада!/ (Это ду’а не передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха)

В соответствии с Сунной, совершая намаз над мужчиной, имам (руководящий намазом) должен встать напротив его головы, а совершая его над женщиной, встать напротив середины её тела.

Если намаз совершается одновременно над женщиной и мужчиной, то мужчину располагают перед имамом, а женщину — за мужчиной, ближе к кибле.

Если же вместе с ними есть еще и дети обоих полов, то сначала (перед имамом) кладут мужчину, потом мальчика, так, чтобы его голова была на одном уровне с головой мужчины. За мальчиком кладут женщину, так чтобы середина её тела была на уровне головы мужчины, а за женщиной кладут девочку, так чтобы её голова бы на уровне головы женщины, а середина ее тела была на уровне головы мужчины.

Собравшиеся для совершения погребального намаза должны встать позади имама. Если же кто-то не найдет места позади имама, то становится справа от него.

Восьмое: Описание погребения.

Яму для захоронения следует копать глубиной с половину роста мужчины и сделать углубление (нишу) на дне могилы сбоку по направлению к Каабе. Именно в это углубление (нишу) кладут покойника на правый бок, а затем развязывают завязки савана, оставляя саван как есть, не снимая его с умершего и не открывая ему лицо, вне зависимости от его пола.

Затем нишу следует заложить необожженными кирпичами (саман), скрепляя их глиной для придания прочности и чтобы предотвратить попадание в нишу земли. В случае отсутствия необожженных кирпичей в качестве преграды для земли можно использовать деревянные листы, или камни, или доски.

Затем засыпают могилу землёй. При погребении желательно произнести следующее: «بِسْمِ اللهِ وَعَلَى مِلًّةِ رَسُولِ اللهِ» /С именем Аллаха и в соответствии с религией посланника Аллаха/

Могилу следует засыпать так, чтобы могильный холмик возвышался лишь на пядь (=17,78 см). При наличии возможности могилу посыпают щебнем и обрызгивают водой.

Затем присутствующим желательно немного постоять у могилы и помолиться за умершего, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по окончании погребения (некоторое время) стоял у могилы, и говорил: «Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он укрепил его, ибо, поистине, сейчас его спрашивают».

Девятое: Тот, кто не совершил погребальный намаз до захоронения, может совершить его после захоронения покойного, поскольку так поступил сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако это делается лишь в том случае, если срок захоронения не превышает месяца. Если со времени погребения прошло больше месяца, то совершение намаза над могилой не будет чем-то, на что есть дозволение шариата, потому что от Пророка не дошло каких-либо сообщений о совершении намаза по покойнику, срок захоронения которого превышал месяц.

Десятое: Родным покойного запрещается готовить специальную пищу для угощения людей, доказательством чему служат слова славного сподвижника Джарира бин ’Абдуллаха аль-Баджали, да будет доволен им Аллах: “Мы приравнивали собрание в доме умершего и приготовление пищи (для гостей) после похорон к причитанию”. Это предание передал имам Ахмад с хорошей цепочкой передатчиков.

Если же родные умершего готовят еду для себя или приехавших издалека гостей, то это не является грехом.

Если родственники семьи покойного или соседи приготовят для нее еду, то это будет правильным и законным с точки зрения Шариата, потому что когда до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошла весть о гибели Джа‘фара бин Аби Талиба в Аш-Шаме, он приказал приготовить для его семьи еду, сказав: «Приготовьте семье Джа‘фара еду, ибо их постигло то, что отвлекает от ее приготовления».

Также не будет порицаемым, если семья покойного пригласит соседей или еще кого, для того что бы совместно отведать то, что им принесли из еды. Однако для этого, насколько нам известно из Шариата, нет специально назначенного времени.

Одиннадцатое: Согласно достоверной сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, женщине запрещается пребывать в трауре больше трех дней по кому-либо, кроме своего мужа. Траур же по мужу является обязательным и длится четыре месяца и десять дней, а если она беременна, то до родов.

Что касается мужчин, то им запрещено пребывать в трауре по кому-либо, будь это родственники или иные люди.

Двенадцатое: Мужчинам позволяется время от времени посещать кладбища для обращения с мольбой за умерших и обращения просьбы к Аллаху об их помиловании, а также напоминания себе о смерти и о том, что будет после нее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Навещайте могилы, ибо они напоминают вам о последней жизни». Этот хадис приводят имам Ахмад и Муслим.

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников мольбе, которая произносится во время посещения могил:

السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ، مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ وَ يَرْحَمُ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مَنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ

/Мир вам, о обитатели жилищ из числа верующих (достигших степени муъмина) и мусульман (принявших ислам)! Поистине, и мы по воле Аллаха присоединимся к вам. Пусть Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас/

Что касается женщин, то им не позволено посещать кладбища, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы.

К причинам запрета относятся опасность возникновения искушения и то, что женщины зачастую не могут проявлять при посещении кладбища должной выдержки и терпения.

Кроме того, женщинам нельзя участвовать в проводах умершего до кладбища, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им это. Но им, так же как и мужчинам, можно совершать погребальную молитву, совершаемую в мечети или специальном месте для погребальных намазов.

И это последнее из того, что мне было облегчено собрать.

Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!

 

 

Лекция № 24: Консультация. Подготовка к экзамену

Часть 1. Вопрос-ответ (вопросы от начала до намаза)

 

 

Лекция № 25:

Часть 1. Вопрос-ответ (вопросы от суджуд сахва до конца)

 

 

Лекция № 26:

Часть 2. Таблица. Требуется шариатское суждение