Имам и великий ученый Абу аль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Мухаммад ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни аль-Мисри аш-Шафи’и родился 13-го дня месяца Ша’бана 773 года хиджры в Египте, где провел детство и юность. Его мать умерла, когда он был еще совсем маленьким, а в ранней юности Ахмад лишился отца.
Его образование и учителя
Он поступил в школу (аль-куттаб), когда ему исполнилось пять лет, а в девятилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран. В детстве и отрочестве он также выучил множество научных текстов и прошел обучение у многих выдающихся ученых, среди них аль-Булькъини, ибн Мулякъкъин, аль-Хафиз аль-Иракъи и другие.
Его путешествия с целью получения знаний
Он посетил множество стран, преследуя при этом единственную цель — получение знаний и выяснение интересующих его религиозных вопросов. Среди городов, в которых он жил: две святыни Ислама — Досточтимая Мекка и Медина, — Дамаск, Бейтуль-Макъдис (Иерусалим), а также Сана и другие города Йемена.
Его работа
Аль-Хафиз несколько раз в течение своей жизни выполнял обязанности судьи, в общей же сложности его работа на этой должности составила двадцать один год. Последний раз он проводил судебные разбирательства 8 раби’уль-аууаля 852 года. Кроме того, он занимался чтением проповедей в Каирских мечетях «аль-Азхар» и «’Амру ибн аль-‘Ас» и выполнял функции муфтия (человека, уполномоченного издавать фетвы) в Управлении юстиции.
Его книги
К наиболее известным его трудам относятся:
- «Фатхуль-Бари» («Раскрытие Творцом»). Этот труд по праву считается исследователями самой полезной из книг, комментирующих «ас-Сахих» аль-Бухари. Некоторые из ученых говорили даже: «Поистине, написание толкования к «ас-Сахиху» аль-Бухари является долгом общины пророка Мухаммада, и никто не смог выполнить сей долг в нужной степени, кроме аль-Хафиза ибн Хаджара, написавшего «Фатхуль-Бари». Когда одного из ученых, а именно аш-Шаукани попросили написать книгу с толкованием «ас-Сахиха» аль-Бухари, он сказал: «После аль-Фатха необходимость в хиджре отпала»
[1]. - «Тахзибут-Тахзиб». В этой книге автором собраны биографии людей, передававших хадисы, и рассказывается о степени, занимаемой каждым из них.
- «Аль-Исаба фи Тамйизис-Сахаба» («Правдивое слово о тех, кто принадлежал к сподвижникам»). Эта книга посвящена описанию жизненного пути сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
- «Булюгъуль-Марам мин Адиллятиль-Ахкам» («Достижение желаемого из доводов на законоположения»). Об этой книге говорилось выше.
[1] После взятия Мекки мусульманами (это событие получило в Исламе название аль-Фатх) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мекканцам, что теперь, после аль-Фатха, необходимость в том, чтобы делать хиджру, то есть переселяться в Медину, отпала. Аш-Шаукани, отвечая людям, предложившим ему написать комментарии к «ас-Сахиху» аль-Бухари, повторил слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имея в виду то, что после появления книги «аль-Фатх» исчезла необходимость в написании комментариев к «ас-Сахиху» аль-Бухари.