Книга Паломничества

Шарх «Булуг Аль-Марам». Книга Паломничества

Скачать лекции из Google Drive

كتاب الصيام

с разъяснением шейха Ибн Усаймина (да помилует его Аллах)

 

Лекция № 01:

Глава 1, Хадис 693

Хадис №693 — Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Малые паломничества смывают совершенные между ними грехи, а вознаграждением за благостное большое паломничество может быть только рай». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Лекция № 02:

Глава 1, Хадис 694 – 699

Хадис №694 — Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала о том, что однажды она спросила:
«О Посланник Аллаха! Обязаны ли женщины вести джихад?» Он ответил: «Да, они обязаны вести джихад, в котором нет сражений. Это – большое и малое паломничества».
Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджа, и текст хадиса принадлежит последнему. Цепочка рассказчиков хадиса достоверная, и его суть также передали аль-Бухари и Муслим.

Хадис №695 — Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал о том, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел бедуин и спросил: «О Посланник Аллаха! Скажи мне, является ли малое паломничество обязательным?» Он ответил: «Нет, но для тебя будет лучше совершать малые паломничества».
Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Джабиру, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Хадис №696 — Передают также, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Большое и малое паломничества являются обязательными». Этот хадис передал Ибн ‘Адий, однако хадис является слабым.

Хадисы №697-698 — Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха! Что означает, что человек должен быть в состоянии совершить путешествие в Мекку?» Он ответил: «У него должны быть провиант и верховое животное».
Этот хадис передал ад-Даракутни, и аль-Хаким назвал его достоверным. Однако, согласно наиболее достоверному мнению, хадис является отосланным. Похожий хадис также передал ат-Тирмизи со слов Ибн ‘Умара, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, но цепочка рассказчиков хадиса слабая.

Хадис №699 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что в местечке ар-Рауха Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретил группу всадников и спросил: «Кто вы такие?» Они сказали: «Мусульмане. А кто ты такой?» Он ответил: «Посланник Аллаха». В это время женщина взяла на руки мальчика и спросила: «Может ли он совершить большое паломничество?» Он ответил: «Да, и ты получишь за это вознаграждение». Этот хадис передал Муслим.

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкост

Лекция № 03:

Глава 1, Хадис 700 – 702

Хадис №700 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что однажды аль-Фадль ибн ‘Аббас сидел позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на его верблюдице, и в это время к ним подошла женщина из племени Хас‘ам. Аль-Фадль стал смотреть на нее, а она стала смотреть на него. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повернул его лицо в другую сторону, а женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Когда Аллах вменил в обязанность мусульманам совершать хадж, мой отец был уже глубоким старцем и не мог держаться в седле. Так могу ли я совершить хадж за него?» Он ответил: «Да». А произошло это во время прощального паломничества. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

Хадис №701 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла женщина из Джухейны и сказала: «Моя мать дала обет совершить хадж. Однако она скончалась, так и не совершив паломничества. Могу ли я совершить хадж за нее?» Он сказал: «Конечно же, соверши хадж за нее. Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни ее обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили». Этот хадис передал аль-Бухари.

Хадис №702 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершил хадж, будучи ребенком, то по достижении совершеннолетия он должен совершить паломничество еще раз; и если человек совершил хадж, находясь в рабстве, то после обретения свободы он также должен совершить паломничество еще раз».
Этот хадис передали Ибн Абу Шейба и аль-Бейхаки, и рассказчики хадиса заслуживают доверия. Однако между мусульманскими богословами существуют разногласия по поводу того, принадлежат ли эти слова Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Согласно наиболее достоверному мнению, они принадлежат самому ‘Абдуллаху, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Лекция № 04:

Глава 1, Хадис 703 – 706

Хадис №703 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что слышал, как во время одной из проповедей Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мужчина не должен находиться наедине с женщиной, если рядом с ней нет махрама, и женщина не должна отправляться в путешествие, если рядом с ней нет махрама». В это время один из присутствующих встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя жена отправляется в хадж, а мне предписано отправляться в военный поход». Тогда он сказал: «Ступай и отправляйся в хадж вместе со своей женой».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

Хадис №704 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как некий мужчина сказал: «Вот я перед Тобой от имени Шубрумы!» Он спросил: «А кто такой Шубрума?» Мужчина ответил: «Он – мой брат». Или же он сказал: «Он – мой родственник». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А совершил ли ты хадж за себя?» Мужчина ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Вначале соверши хадж за себя, а затем совершишь хадж за Шубруму». Этот хадис передали Абу Дауд и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Однако имам Ахмад пришел к выводу, что эти слова принадлежат самому ‘Абдуллаху, мир ему и благословение Аллаха.

Хадисы №705-706 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что во время одной из проповедей Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах предписал вам совершать хадж». В это время аль-Акра‘ ибн Хабис встал и спросил: «О Посланник Аллаха! Должны ли мы совершать его каждый год?» Он сказал: «Если бы я ответил тебе утвердительно, то это стало бы обязательным для вас. Посему вы обязаны совершить хадж хотя бы один раз в жизни, а все другие паломничества будут для вас добровольными». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а его суть также передал Муслим со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Лекция № 05:

Глава 2, Хадис 707 – 711

Хадис №707 — Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей Медины Зу-ль-Хулейфу, для приезжающих из Сирии – аль-Джухфу, для прибывающих из Неджда – Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена – Йаламлам. Эти места предназначены для них, а также для всех, кто желает совершить хадж или малое паломничество, но прибывает к вышеперечисленным местам не из упомянутых областей. А что касается тех, кто проживает еще ближе к Мекке, то их паломничество начнется там, откуда они отправятся в путь, и поэтому жители Мекки должны вступать в ихрам в самой Мекке. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Хадисы №708-711 — Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей Ирака местечко Зат ‘Ирк.

Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и его суть также передал Муслим со слов Джабира, да будет доволен им Всевышний Аллах. Однако рассказчик последнего хадиса сомневался в том, что эти слова принадлежали Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Передают также, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что после освоения Куфы и Басры жители этих областей пришли к ‘Умару и сказали: «О повелитель правоверных! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей Неджда Карн аль-Маназиль, но для того, чтобы добраться до этого местечка, мы вынуждены сильно уклоняться от дороги в Мекку, что создает для нас дополнительные трудности». Тогда он сказал: «Найдите местечко, которое располагается по дороге в Мекку на таком же расстоянии от нее». Так он определил для них местом вступления в ихрам местечко Зат ‘Ирк.

Этот хадис передал аль-Бухари.

Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи также передали хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, определил местом вступления в ихрам для жителей восточных областей аль-‘Акик.