Украшение искателя знаний (часть 6)

ШЕСТОЙ РАЗДЕЛ:

Нормы благопристойности ученика на поприще знания

Лекция № 31:

Глава 44 — Что относится к признакам полезного знания

Глава 45 — Закят знания

Глава 44 — Что относится к признакам полезного знания

Спроси самого себя, насколько ты обладаешь признаками полезного знания, среди которых:

  1. Выполнение того, что ты узнал;
  2. Отвращение к лестным отзывам, похвале и надменному отношению к людям;
  3. Увеличение скромности по мере увеличения знания;
  4. Избегание любви к лидерству, славе и земной жизни;
  5. Отказ от претензий на обладание знанием;
  6. Плохое мнение о себе и хорошее мнение о людях, избегая их порочения.

Абдуллах ибн аль-Мубарак, когда упоминали о нравственных качествах предшественников, декламировал:

Не упоминай о нас, когда упоминаешь о них
Ибо здоровый, который ходит, не подобен калеке.

Глава 45 — Закят знания

Выплачивай закят из своего знания, бесстрашно произнося истину, приказывая одобряемое и удерживая от порицаемого, соразмеряя пользу и вред, распространяя знания, стремясь принести пользу, используя во благо людей свое влияние, ходатайствуя за мусульман хорошим заступничеством, когда их постигают превратности на пути истины и добра.

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его деяния прерываются, кроме трех: продолжающаяся милостыня, знание, приносящее пользу, и праведный ребенок, который молится за него». Этот хадис передали Муслим и другие.

Некоторые ученые говорят, что все эти три вещи сходятся вместе только у ученого, который щедро передает свое знание: передача им знания является милостыней, приносящей пользу, а тот, кто приобретает у него знание, является его ребенком с точки зрения обучения у него.

Стремись к этому украшению, ибо оно является главным плодом твоего знания.

Из-за своего почетного положения знание увеличивается, когда его щедро расходуют, и уменьшается, когда на него скупятся. Сокрытие же знания является для него бедствием.

Пусть утверждения о порочности настоящего времени, преобладание нечестивцев и то, что наставления приносят мало пользы, не заставят тебя отказаться от выполнения обязанности передавать и доносить знание. Если ты поступишь таким образом, то предоставить возможность нечестивцам золотую возможность, позволив им восстать против добродетели и поднять знамя порока.