Украшение искателя знаний (часть 3)

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ:

Нормы благопристойности ученика в отношении шейха

Лекция № 14:

Глава 18 — Соблюдение почтительного отношения к шейху

Глава 18 — Соблюдение почтительного отношения к шейху

Поскольку знание с самого начала не приобретается из книг, а требует наличия шейха, от которого ты получишь ключи для поиска знания и тем самым обезопасишь себя от ошибок и промахов, ты обязан украсить себя почтительностью к шейху, и, поистине, это залог успеха, счастья, приобретения и достижения (результата). Пусть твой учитель будет для тебя тем, к кому ты проявляешь глубокое почтение, уважение, признательность, вежливое, доброе, учтивое, мягкое обращение.

Придерживайся в отношении шейха всей совокупности правил благопристойности, когда сидишь с ним и когда ведешь с ним беседу, когда задаешь ему вопросы и слушаешь его. Веди себя пристойно при перелистывании книги и в отношении книги. Не допускай надменности и дерзости, а также пререканий в его присутствии.

Не опережай его в слове и при движении (ходьбе). Не разговаривай много при нем, не вставляй свои слова, когда он говорит или ведет урок. Не будь настойчив в требовании ответа и остерегайся задавать много вопросов, особенно, в обществе, ибо это вызовет у тебя самообольщение, а у него — усталость.

Не обращайся к нему по имени или сочетая имя со званием, говоря, например: «О шейх такой-то!». Вместо этого говори: «О мой шейх!», или: «О наш шейх!» И не упоминай его имени, ибо это является более высоким проявлением благопристойности. Также не обращайся к нему во втором лице, и не зови его издалека, если только не в крайней нужде.

Обрати внимание на то, что упоминает Всевышний Аллах, разъясняя правила благопристойного обхождения с тем, кто обучал людей благу, да благословит его Аллах и приветствует, в Своих словах: «Не делайте обращение к Посланнику среди вас подобным вашему обращению друг к другу» (Сура «Различение», 63 аят).

Так же, как не подобает, обращаясь к твоему родителю, отцовство которого связано с прахом, говорить: «О такой-то!», или: «О мой отец такой-то!», неприлично допускать это в отношении твоего шейха.

Придерживайся почтительного отношения к собранию (религиозного урока) и выказывай радость от урока и получение пользы от него.

Если же заметишь ошибку со стороны шейха или нечто неправильное, кажущееся ему правильным, то пусть это не опустит его в твоих глазах, ибо из-за этого ты можешь лишиться его знания. Да и кому удалось избежать ошибок?!

Остерегайся практиковать в отношении него что-то, что его раздражает. Сюда относится то, что любители заимствований именуют «войной нервов». Имеется в виду проверка крепости знания шейха, его научных способностей и выдержки.

Если тебе видится необходимым перейти к другому шейху, то спроси разрешения у своего учителя, потому что тем самым ты лучше проявишь уважение и почтение к нему и сильнее вызовешь в его сердце любовь и расположение к себе.

А также придерживайся остальных норм благопристойности, которые являются сами собой разумеющимися для каждого благословенного и успешного искателя знания, и тем самым соблюди право твоего шейха как твоего религиозного отца, или, как выражаются некоторые кодексы, «того, кто вскормил тебя молоком воспитания». Однако термин «религиозное отцовство», используемый некоторыми учеными, более уместен.

Знай, что степенью твоего почтения к шейху определяется твой успех и твое счастье, а наличие признаков провала и неудачи зависит от степени упущения в этом вопросе.

Важное замечание:

Да защитит тебя Аллах от того, что делают инородцы, последователи суфийских тарикатов, а также приверженцы религиозных новшеств, предпочитающие поздние пути и не следующие путем предшественников, которые проявляют к учителям смиренное почитание, выходящее за рамки шариатских норм. Они облизывают им руки, целуют их плечи, хватают их правую руку обеими руками при приветствии, как это делают взрослые, желающие проявить ласку к детям, наклоняются, когда приветствуют, используют в обращении слова, указывающие на слабость, подобострастие, зависимость и низкопоклонство, такие как: «мой господин», «мой властелин», «мой покровитель» и прочие фразы, произносимые слугами и рабами.

Познакомься с превосходными словами, сказанному по этому поводу выдающимся ученым, последователем праведных предшественников, шейхом Мухаммадом аль-Баширом аль-Ибрахими аль-Джазаири (умер в 1380 году хиджры), да смилуется над ним Аллах. («Асаруху», 4/40 — 42).